Что на самом деле дает контрастность?
Самый популярный ответ на этот вопрос - четкость изображения
и особенно мелких деталей. Несомненно - это именно так и есть, но в киноизображении
эта "функция" контрастности совсем не главная. Основной эффект контрастности
- ОБЪЕМНОСТЬ изображения. Глубина контрастности
определяет количество полутонов, которое может воспроизвести проектор. Особенно
важно это количество полутонов на границах объектов, то есть в максимально темных
и максимально светлых участках изображениях. Рисунок ниже демонстрирует восприятие
сферы от количества полутонов, использованных для ее изображения.
![](/pictures/news/040906_contrast.jpg)
Обычно очень любят показывать контрастность на качестве передачи
черного цвета. Это действительно отражает реальную контрастность проектора,
так как любой цвет в своих темных оттенках превращается в черный. Иногда, возникает
ЗАБЛУЖДЕНИЕ, что контрастность важна только для
темных кадров, где много черного цвета. Следующий рисунок позволяет убедиться,
что на самом деле это не так.
![](/pictures/news/040906_contrast02.jpg)
На рисунке со сферами легко увидеть, что отсутствие полутонов
лишает изображение объемности, хотя границы объектов выглядят более резкими.
Последний эффект порождает забавный ПАРАДОКС. Всмотритесь
в две фотографии ниже. На левой задний фон размыт, на правой он более резкий.
![](/pictures/news/040906_1_2_plan.jpg)
Все как бы понятно - на правой фотографии изображение лучше.
Но через минуту вы начинаете понимать, что в жизни все как раз, как на левой
фотографии - крупный передний план и удаленный задний план не могут быть одинаково
резкими. Сомневающиеся могут попробовать посмотреть на стену сквозь раздвинутые
пальцы своей руки - в фокусе или рука или поверхность стены.
Таким образом, хорошая контрастность кроме объемности отвечает
еще и за многоплановость.
Что губит контрастность
Нет необходимости объяснять, что предельная контрастность,
замеренная на DLP или LCD матрице, после ее установки в проектор улучшиться не
может, а может только ухудшиться. Поэтому вопрос именно так и звучит - Что может
погубить контрастность?
Главная причина - это лишний свет, который не участвует в образовании
изображения, но попадает на экран, снижая контрастность и качество изображения.
В проекторе свет лампы на пути к матрице, за ней и особенно
в объективе в краевых частях многочисленных линз неизбежно рассеивается, порождая
тот самый "лишний" губительный для качества изображения свет. Способ
борьбы с ним всегда один - все внутренние поверхности корпусов проекторов и
объективов, как и любых оптических приборов, покрывается черным матовым материалом,
поглощающим рассеянный свет. Типичный цвет внутренних поверхностей объективов
- черный.
И вот тут, как раз, наступает время рассказать об одной ЗАГАДКЕ
проекторов для домашних кинотеатров - о белых объективах.
![](/pictures/news/040906_white_lenz.jpg)
Наверное, вы скажете - "Как же так, ведь белые объективы и
хорошая контрастность явно несовместимы, но с другой стороны проекторы для домашнего
кинотеатра с такими белыми объективами есть на каждом сайте. Что-то здесь не
так! Это не может быть просто недоразумением".
Действительно, белый объектив в DLP-проекторах для домашнего
кинотеатра снижает контрастность и это заметно в углах изображения, проекция
которых внутри объектива находится ближе всего к его белой поверхности, но в
центре изображения снижение контрастности, практически, не наблюдается. Несмотря
на наличие этого факта говорить о нем, как о недоразумении, несправедливо, так
как сам по себе "белый" объектив является одним из замечательных изобретений,
хотя и создан он для других проекторов, предназначенных для офисных презентаций.
Если вы присмотритесь к проекторам для домашнего кинотеатра
с белыми объективами, то легко обнаружите, что все они сделаны из проекторов
для офисных презентаций. Офисные проекторы принципиально отличаются от проекторов
для домашнего кинотеатра, так как предназначены для работы в освещенных помещениях
и первая их задача не контрастность, а яркость изображения. Для увеличения яркости
изображения в офисных DLP-проекторах даже используются специальные цветофильтры
с одним дополнительным прозрачным сектором.
![](/pictures/news/040906_color_wheel.jpg)
Слева цветофильтр офисного DLP-проектора с прозрачным сектором.
Справа шестисекторный цветофильтр DLP-проектора для домашнего кинотеатра.
Поток белого света, проходящий через прозрачный сектор, увеличивает
яркость изображения. В дополнение к методу белого сектора и был изобретен "белый"
объектив, который не поглощал рассеянный свет, а наоборот направлял его на экран.
Использование таких приемов в офисных DLP-проекторах, конечно, снижает контрастность
изображения, но вполне оправдано, так как DLP-матрицы изначально имеют более
высокую контрастность по сравнению со своими конкурентами LCD-матрицами.
Из сказанного выше возникают сразу два вопроса.
Первый вопрос - почему при модифицировании офисных проекторов
белые объективы не заменяют черными? Ответ простой - массовому потребителю
в первую очередь нужен недорогой проектор, а переделка по "полной программе"
всегда обходится дороже разработки с нуля.
Загадки контрастности
Самая большая загадка - это сногсшибательные многотысячные
(1000:1 или 4000:1) цифры значений контрастности в спецификациях проекторов
и совсем невысокие значения (200:1 или 400:1), которые удается реально намерить
специалистам, которые тестируют проекторы для журналов и т.п.
Какая же она на самом деле? Эта загадка навсегда останется
тайной, но кое-что прояснить все же можно.
Максимальная контрастность матрицы означает отношение двух
замеров световых потоков - первый, когда матрица "открыта" и пропускает
весь свет на экран, а второй замер относится к световому потоку "просачивающемуся"
на экран через полностью закрытую матрицу.
Благодаря, практически сейчас уже монопольному, производителю
LCD-матриц, компании EPSON, всем известна максимальная контрастность LCD-матриц
- 500:1 в лаборатории и 400:1 в массовом производстве. Ссылка -http://www.epson.co.jp/e/newsroom/news_2003_10_27.htm
- позволит удостовериться в этом всем желающим. Понятно, что реальная контрастность
LCD-проекторов в идеале может только приближаться к заветной цифре 500:1.
С контрастностью DLP-проекторов еще таинственней. Физических
ограничений на бесконечное увеличение контрастности DLP-матриц нет - нужно просто
увеличивать угол отклонения микрозеркал, когда они отражают свет в объектив
или, поворачиваясь, отражают свет мимо объектива. Появляется резонный вопрос
- почему производитель всех DLP-матриц, компаниTexas Instruments, не увеличивает
до максимума эту контрастность и какая она на самом деле? Одна часть ответа
очевидна - чем меньше надо отклоняться зеркалам, тем дешевле получается конструкция.
Вопрос о реальной контрастности более туманный. По существующим многочисленным
тестам, складывается такое впечатление, что Texas Instruments руководствуется
простым правилом создания двукратного превосходства по контрастности в сравнение
с LCD-матрицами и что-то меняет только в том случае, если производителям LCD-проекторов
удается добиться каких-то улучшений. Например, два года назад для увеличения
контрастности в лучших моделях LCD-проекторов для домашнего кинотеатра снизили
реальную яркость до 400 лм (в спецификациях остались 700-900 лм, т.к. так
легче продавать). В ответ компания Texas Instruments увеличила угол отклонения
зеркал на DLP-матрицах с 10 до 12 градусов и с тех пор необходимости в дополнительных
изменениях не возникало.
В отношении точных цифр реальной контрастности проекторов,
всем желающим можно посоветовать статьи экспертов специальных сайтов и журналов,
но даже перечитав их все, вы вряд ли получите более конкретное представление,
чем упомянутое нами выше среднее соотношение контрастности LCD и DLP проекторов.
И все же, несмотря на всю существующую путанницу, ЕСТЬ
ТОЧНЫЙ СПОСОБ ОЦЕНКИ КОНТРАСТНОСТИ. Самый лучший инструмент - человеческий
глаз(!) - сравнивая рядом два изображения он способен подметить малейшую разницу,
и поверьте, если два проектора отличаются по контрастности, вы обязательно это
увидите. Если сомневаетесь - приходите в наш демонстрационный зал и убедитесь
сами.
|