Чтобы получился хороший чай, нужно больше заварки, а чтобы
проектор был ярким, необходимо ставить мощные лампы.
Для всех проекторов, работающих в освещенном помещении
главным критерием является яркость изображения. В спецификациях проекторов
эта характеристика называется
"световой поток" или "brightness", и измеряется в люменах "лм" или "lm".
Реальная яркость проекторов при точном измерениии специальными приборами по
специальной ANSI методики, никогда не совпадает с приведенной в спецификацях.
Это несовпадение иногда находится в пределах точности измерения +-10%, но значительно
чаще отличается на 50-100%.
Для тех, кто торопится, даем реактивный совет - сравнивая проекторы - сравнивайте
мощность ламп, а не люмены в спецификации.
Такой подход позволит
отсеять "рекордсменов", но если стоит задача найти реально яркий проектор
для большого экрана, то, к сожалению, придется продолжить чтение нашего эпоса,
или сразу позвонить 495 748-34-07.
Существует несколько причин объясняющих несовпадение реальной и заявленной
яркости.
Маркетинговые причины.
Первая причина. Естественно хочется, чтобы проектор был ярким, но стоил недорого.
Следствие такого желания – цена остается на прежнем уровне, а в спецификации
яркость растет. Моральное оправдание таким действием – "так делают все". Вас,
как бы приглашают в игру, когда цифры яркости имеют словесное значение «яркий»,
«очень яркий», «самый-самый очень яркий». Игра бесплатная, так как такой «самый-самый»
яркий светит ровно настолько, насколько дешево он стоит, т.е. дополнительных
денег за яркость проектора с вас никто не взял. Критически неприятной такая
игра становится в случае, когда вам действительно нужен яркий проектор, а не
слабое утешение, что он достался почти даром.
Вторая причина. У проекторов, кроме яркости, есть другие важные характеристики,
и не всегда можно понятным языком быстро объяснить покупателю значение дополнительных
возможностей (специальные соединения, алгоритмы обработки изображения, качественная
оптика и т.п.). Значительно проще написать, что более совершенный проектор
просто ярче. Именно так в линейках проекторов у всех производителей появляются
серии близнецов с лампами одинаковой мощности, но как бы разные по яркости.
Технологические причины
Изначально в проекторах использовались только LCD дисплеи. Они очень
чувчтвительны к температуре и выгорают примерно за 4000-6000 часов работы проектора. Выгорание
LCD микродисплеев в мультимедийных проекторах послужило главной причиной лавинообразной
смены технологий, и именно поэтому большинство (а среди мощных абсолютное большинство)
современных проекторов используют DLP технологию с микрозеркальными (DMD) термостойкими
металлическими дисплеями.
Внедрение DLP технологии принесло не только решение 10-кратного
увеличения срока жизни микродисплеев, но и проблему яркости проекторов. В отличие
от LCD в DLP проекторах появилось два режима яркости - цветной и черно-белый.
В черно-белом режиме используется 100% мощности лампы, а в цветном не более
половины. Это связано с тем, что в DLP проекторах установлено не три, а один
микродисплей, и цвета (красный, синий, зеленый) направляются на экран по очереди,
так что в глаз зрителя попадает в три раза меньше фотонов.
Проблема, как бы ясна, и ее решение очевидно
даже неспециалисту - нужно ставить более мощные лампы. Но! ....... в спецификациях
(описания проекторов) существует только одна строка для яркости, и именно
это послужило великим искушением для производителей проекторов, чтобы в эту
строку записать не привычную с "LCD-времен"
потребителю цветную яркость, а яркость на чисто белом цвете. Соблазн сделать
это очень подогревался неосведомленностью покупателей в этих технических тонкостях
и привычкой выбирать проектор по соотношению цена/яркость.
Замечают ли покупатели проблему завышения яркости
Конечно, замечают, и в первую очередь те, кто меняет старый проектор
на новый.. Согласитесь, что трудно не заметить двойное падение яркости, если,
например, несколько лет хватало светового потока 2000 люмен, а с новым проектором
той же яркости (по спецификации) не хватает.
Очень болезненно эту проблему заметили и инсталляторы. До недавнего
времени было очень выгодно устанавливать в больших залах мощные LCD проекторы,
так как потом можно было неплохо заработать на регулярных чистках проектора
каждые 100 часов и ремонтах по замене выгоревших поляризаторов и ЖК-дисплеев.
Хорошая жизнь закончилась, когда проекторы стали популярны в барах и ресторанах,
где табачный дым моментально выводил из строя поляризаторы, и заказчики стали
удивляться, почему им каждый год приходится покупать новый проектор. Попытки
заменить LCD-проектор со световым потоком 3000 люмен на DLP-проектор такой же
яркости (по спецификации) заканчивались плачевно - клиент не понимал никаких
объяснений о новизне технологии, если видел более блеклое изображение. Ситуация
казалась безвыходной, но решение было найдено.
Как решили проблему
с яркостью в DLP-проекторах
В качестве первого решения проблемы с яркостью
DLP-проекторов была использована уловка с разбавлением цветного изображения
белым светом. Во всех офисных DLP-проекторах в фильтре, окрашивающем свет
лампы, есть прозрачный белый сектор. Это позволило вдвое увеличить яркость,
при некоторой потере цветности. Такое решение полностью удовлетворило марки,
продвигающиеся на рынке "низкой
ценой". Марки работающие "на репутацию" добавили в управление
проектором возможность отключения белого сектора фильтра. Некоторые, как, например
Sharp, установили даже многоступенчатую возможность отключения прозрачного
сектора.
Следующий шаг по увеличению яркости решался путем увеличения
мощности ламп и увеличение их количества.
Самым продуктивным шагом явилось создание двухламповых DLP-моделей.
Только использование одновременно мощности двух ламп позволило реально перешагнуть
барьер 3000 люмен для одночиповых DLP-проекторв. В этом направлении принципиально
продвинулись две компании. Компания Panasonic создает профессиональные
проекторы. Компания Sharp преуспела в выпуске проекторов бизнес класса. Большинство
остальных марок производят проекторы эконом-класса с теми или иными упрощениями
для снижения цены.
Проблемы яркости, о которых, пока, не успеваем написать
- почему в проекторах для домашнего кинотеатра указана разная яркость, они
имеют разные по мощности лампы, а видимая яркость у всех одинаковая?
- почему в описаниях всех светодиодных (LED) проекторов написано, что они
могут создавать изображение 80-100" по диагонали (150-200см ширина), а реально
яркости нехватает даже на размер писчего листа бумаги?
|