"Классическая схема размещения проектора в домашнем кинотеатре подразумевает его крепление на потолке по центру перед экраном".
- А кто сказал, что это должно быть именно так?
- А можно по-другому?
10 лет назад главными покупателями проекторов для домашнего кинотеатра были только солидные очень обеспеченные люди. Как правило, все они располагали возможностью выделить для кинотеатра дома отдельное помещение, которое только для этого и предназначалось. В такой комнате драпировались стены, устанавливались фоновые светильники, закупались специальные кресла, экран обязательно имел контурную драпировку и проектор, конечно, устанавливался на потолке по центру перед экраном.
Немного позже пришла пора менее обеспеченных, но очень "продвинутых энтузиастов", которые готовы были пожертвовать многим, но приобрести хотя бы самый недорогой проектор. Кроме задачи обзавестись большим изображением, немаловажное значение имел фактор визуальной очевидности, что хозяин является обладателем такого выдающегося оборудования. Именно тогда зародилась игра - "все по-взрослому" - проектор посредине и так чтобы его было видно, даже когда он не включен. Все делалось по аналогии с хорошо знакомым всем примером - на улице часто можно увидеть жигули с трещалкой на глушителе, чтобы ревела как "настоящий" гоночный автомобиль.
С тех пор прошло совсем немного времени и проекторы для домашнего кинотеатра стали стоить дешевле больших телевизоров. Теперь основная масса покупателей - обладатели небольших городских квартир. Никто из них не собирается расставаться с одной из своих немногочисленных комнат, полностью переоборудуя её только под домашний кинотеатр, или даже жертвуя ее дизайном. Возникает вопрос - как полностью сохранить дизайн любимой комнаты и превратить ее в настоящий домашний кинотеатр.
Первым и главным, конечно, встает вопрос о размещении проектора. Чаще всего, засевшая в головах мысль о необходимости вешать проектор на потолок "натыкается" на люстру. Чтобы получить достаточно большое изображение проектор надо установить как можно дальше от экрана, а любимая люстра как назло закрывает луч проектора.
Вторая проблема вылезает в виде проводов - их надо спрятать, а скрыть провода на потолке не всегда просто. Хорошо, если идея о приобретении домашнего кинотеатра появилась в момент ремонта квартиры, но и в этом случае мучает вопрос - "а вдруг придется прокладывать еще один кабель или менять его?" Главное, что такие опасения не лишены оснований, например, тип кабеля DVI "умер" еще до того, как им успели воспользоваться, превратившись в HDMI.
Сама собой напрашивается мысль - хорошо бы расположить проектор где-нибудь сбоку, чтобы он не мешался и в глаза не бросался. И надо сказать, что конструкторам проекторов эта мысль тоже давно пришла в голову и многие проекторы такие возможности имеют.
Рассмотрим функциональные возможности, которыми должен обладать проектор для установки сбоку от экрана.
Полный арсенал включает:
- физическое смещение объектива - позволяет, не поворачивая проектор, смещать изображение вверх/вниз (+-100%) и влево/вправо (+-30%).
- цифровая коррекция - если вы поворачиваете проектор влево/вправо или вверх/вниз, то изображение теряет прямоугольную форму. Цифровая коррекция позволяет восстановить правильную прямоугольную форму изображения. Такая цифровая коррекция бывает двух типов - вертикальная (+-150% смещения изображения) и самая важная - горизонтальная (+-100% смещения изображения).
Очень наглядно демонстрирует эти возможности рекламный ролик компании Siliсon Optix (посмотреть)
Существует вопрос - влияют ли на качество изображения все эти смещения и коррекции. Прямой краткий ответ - не влияют, и в этом легко убедится. Включите проектор с кинофильмом на экран. Поочередно включайте и выключайте в проекторе коррекцию, а контрольного зрителя (или сами станьте таковым) просите угадать, когда она включена, а когда нет - не угадает.
И все же заблуждение об изменении качества киноизображения при использовании коррекции трапециидальных искажений существует. Появилось оно не из опыта использования проекторов в домашних кинотеатрах, а при демонстрации изображения с компьютеров на офисных презентациях - это изменение качества передачи букв с толщиной линий в одну точку:
Фокус заключается в том, что и компьютер и проектор при наклоне линии толщиной в одну точку включают передачу границ полутонами. Так вот, в кино ВСЕ ГРАНИЦЫ сразу существуют только в виде тональных переходов, поэтому продемонстрировать вам такой эффект именно на фрагменте фильма никто не сможет.
Бывает еще аппелируют к тому, что изменяется количество используемых точек на матрице. Этот довод легко опровергается нажатием на проекторе кнопки "Resize" - при этом изображение сокращается или увеличивается в размере и соответственно используется разное количество точек, но разницы в плавности передачи линий, цвете и контрастности не возникает, и увидеть их не удастся.
Возможности удобного расположения проектора можно обсуждать бесконечно, но одно очевидно - такие возможности проекторов относятся к разряду явных достоинств и выгодных преимуществ.
В заключение остается только упомянуть наиболее популярные современные модели проекторов, обладающие такими замечательными возможностями. Рекордсменом горизонтального смещения является проектор Sharp XV-Z17000.